Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 г. Томска |
||||||
21.09.2024, 06:42 |
|
/ ПрофориентацияПрофориентационная работа в школе Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека. Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону. В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии. В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии. Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны. Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по учебной и воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками. Главные задачи по профориентации учащихся: - сформировать положительное отношение к труду; -научить разбираться в содержании профессиональной деятельности; -научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; -научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности). Основными направлениями профориентационной работе в школе являются: - Профессиональная информация. - Профессиональное воспитание. - Профессиональная консультация. Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Принципы профориентации: 1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа ведется не только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. 2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. 4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. 5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах). Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека. Формы профориентационной работы в школе: Работа с учениками § Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей. § Экскурсии на предприятия, ВУЗы. § Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов. § Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами. § Анкетирование учащихся. § Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.). Работа с родителями § Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников. § Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования. § Проведение классных и общешкольных родительских собраний. § Анкетирование родителей. § Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии. § Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул. § Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные). Организационно-методическая деятельность § Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников. § Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций. Целевая аудитория: обучающиеся образовательных организаций системы общего образования; родители (законные представители); педагогические работники, организации. Основные федеральные и региональные документы (с активными ссылками)
Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»
Региональные документы:
|