Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35 г. Томска
21.09.2024, 06:42

/ Профориентация

  Профориентационная работа в школе

          Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по учебной и воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками.

 Главные задачи по профориентации учащихся:

           - сформировать положительное отношение к труду;

-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

-научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

          -   Профессиональная информация.

-   Профессиональное воспитание.

-   Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.

Профессиональное консультирование -  изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Принципы профориентации:

             1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа ведется не только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека.

Формы профориентационной работы в школе:

Работа с учениками

§  Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.

§  Экскурсии на предприятия, ВУЗы.

§  Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.

§  Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.

§  Анкетирование учащихся.

§  Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

§  Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.

§  Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.

§  Проведение классных и общешкольных родительских собраний.

§  Анкетирование родителей.

§  Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.

§  Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.

§  Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Организационно-методическая деятельность

§  Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.

§  Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

 

Целевая аудитория: обучающиеся образовательных организаций системы общего образования; родители (законные представители); педагогические работники, организации.

 

Основные федеральные и региональные документы (с активными ссылками)

  Указ Президента Российской Федерации от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»

 

 

 

  Федеральный проект «Успех каждого ребёнка» национального проекта «Образование» (утверждён президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 г. № 16)

 

 

Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации десятилетия детства»

 

 

  Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 г. № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»

 

 

  Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

 

 Региональные документы:

 

       Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 12.03.2021 г. № 394-р «Об организации и проведении профориентационной кампании для обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций Томской области»

 

 

План мероприятий по взаимодействию академических институтов РАН и системы общего образования Томской области на 2021 год

 

 

Региональный проект «Успех каждого ребёнка» (утверждён Советом при Губернаторе Томской области по стратегическому развитию и приоритетным проектам, протокол от 18.12.2020 г. № СЖ-ПР-2626)

 

      Приказ ОГБУ «РЦРО» от 25.09.2020 г. № 228 «Об утверждении региональных показателей оценки механизмов управления качеством образования в рамках функций ОГБУ «Региональный центр развития образования» как ответственного оператора по направлениям (системам)

 

 

 

Письмо Департамента общего образования Томской области от 09.09.2020 г. № 57-4249 «О проведении осенней профориентационной кампании для обучающихся 5-11 классов»

 

      Письмо Департамента общего образования Томской области от 18.08.2020 г. № 57-3796 «О реализации проекта «Билет в будущее»

 

 

 

      Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 08.06.2020 г. № 458-р «О работе по развитию и совершенствованию механизмов управления качеством образования в Томской области» (полный вариант)

 

 

Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 08.06.2020 г. № 458-р «О работе по развитию и совершенствованию механизмов управления качеством образования в Томской области» (укороченный вариант)

 

 

 

Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 27.05.2020 г. № 420-р «О внедрении и реализации в Томской области методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам и программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися»

 

 

 

Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 10.03.2020 г. № 192-р «Об организации и проведении профориентационной кампании для обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций Томской области»

 

 

 

Государственная программа «Развитие образования в Томской области» (утверждена Постановлением Администрации Томской области от 27.09.2021 г. № 342а)

 

 

 

Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 09.08.2019 г. № 621-р «О закреплении статуса регионального оператора по мероприятиям проекта «Проектория» и «Урокам Цифры»

 

 

 

      Распоряжение Департамента общего образования Томской области от 19.03.2019 г. № 217-р «Об организации и проведении профориентационной кампании для обучающихся 5-11 классов общеобразовательных организаций Томской области»

 

 

 

Распоряжение Администрации Томской области от 11.09.2018 г. № 598-ра «Об утверждении Плана мероприятий на 2018-2020 годы, проводимых в Томской области в рамках Десятилетия детства в Российской Федерации»

 

 

 

Постановление Законодательной Думы Томской области от 26.03.2015 г. № 2580 «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Томской области до 2030 года»

 

МАОУ СОШ № 35       E-mail: school35@education70.ru