Муниципальное автономное
общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 35 г. Томска
28.03.2025, 09:33

/ Профориентация

  Профориентационная работа в школе

          Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека.

Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону.

В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии.

В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии.

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.

Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны.

Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.

В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по учебной и воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками.

 Главные задачи по профориентации учащихся:

           - сформировать положительное отношение к труду;

-научить разбираться в содержании профессиональной деятельности;

-научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами;

-научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности).

Основными направлениями профориентационной работе в школе являются:

          -   Профессиональная информация.

-   Профессиональное воспитание.

-   Профессиональная консультация.

Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий,  личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.

Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности.

Профессиональное консультирование -  изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.

Принципы профориентации:

             1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа ведется не только  со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс.

2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости.

3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями.

4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций.

5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах).

Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека.

Формы профориентационной работы в школе:

Работа с учениками

§  Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей.

§  Экскурсии на предприятия, ВУЗы.

§  Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов.

§  Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами.

§  Анкетирование учащихся.

§  Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.).

Работа с родителями

§  Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников.

§  Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования.

§  Проведение классных и общешкольных родительских собраний.

§  Анкетирование родителей.

§  Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии.

§  Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул.

§  Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные).

Организационно-методическая деятельность

§  Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников.

§  Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций.

 

Целевая аудитория: обучающиеся образовательных организаций системы общего образования; родители (законные представители); педагогические работники, организации.

О ПРОФОРИЕНТАЦИИ 

Министерство просвещения Российской Федерации сообщает о создании единой профориентационной модели мероприятий среди обучающихся общеобразовательных организаций Российской Федерации, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. 

 

Федеральный оператор реализации профминимума — Фонд Гуманитарных Проектов bvbinfo.ru 

 

Профминимум (профориентационный минимум) – это единая модель профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях (школах, лицеях, гимназиях, интернатах) с использованием стандартного для всех регионов пакета практик и инструментов профориентации. Профминимум вводится для всех учеников 6–11 классов, в том числе детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). 

 

Разработаны Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума (письмо от 20.03.2023 № 05-848)

 

Согласно данным рекомендациям: 

💢С 1 сентября 2023 года ЕДИНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ - ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ МИНИМУМ (ПРОФМИНИМУМ) внедряется во всех школах* Российской Федерации для обучающихся 6-11 классов. 

* Решение о реализации профминимума в организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, принимается самой организацией по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования.

 

Профминимум — это единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся.

 

Профминимум реализуется на одном из 3 уровней:

👉базовый (рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в учебный год),

👉основной (не менее 60 часов в учебный год),

👉продвинутый (не менее 80 часов в учебный год).

❗❗Уровень реализации профминимума в образовательной организации

устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской 

Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере 

образования, в зависимости от имеющихся у образовательной организации

ресурсов, и утверждается на региональном уровне (распоряжение/приказ 

о реализации профориентационного минимума).

📙Содержание профминимума: 

👉базовый (рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в учебный год): 

- урочная деятельность (4 часа)

- внеурочная деятельность - курс занятий "Россия - мои горизонты" (34 часа)

- взаимодействие с родителями (2 часа)

👉основной (не менее 60 часов в учебный год):

- урочная деятельность (4 часа) 

- внеурочная деятельность - курс занятий "Россия - мои горизонты" (34 часа)

- практико-ориентированный модуль (12 часов) 

- взаимодействие с родителями (2 часа)

- дополнительное образование (3 часа)

👉продвинутый (не менее 80 часов в учебный год):

- урочная деятельность (4 часа) 

- внеурочная деятельность - курс занятий "Россия - мои горизонты" (34 часа) 

- практико-ориентированный модуль (12 часов) 

- взаимодействие с родителями (2 часа) 

- дополнительное образование (3 часа)

- профессиональное обучение (10 часов) - для реализации рекомендовано создание профильных предпрофессиональных классов (психолого-педагогические, инженерные и т.д.).

"Урочная деятельность” 

— уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности

Разработаны профориентационные материалы к учебным предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и др.)

Курс занятий “Россия — мои горизонты”: 

— Проводятся еженедельно (рекомендуемый день - четверг) по примерной рабочей программе “Билет в будущее”;

— Рекомендуются к проведению классными руководителями в рамках внеурочной деятельности;

— 34 учебных недели в 2023/2024 учебном году = 34 занятия (1 занятие в неделю — согласно Методическим рекомендациям по организации внеурочной деятельности 1 час в неделю рекомендовано посвящать профориентационной деятельности)

— Программа занятий (примерная рабочая программа) и материалы к занятиями будут размещены на profmin.bvbinfo.ru;

— Часть учебных занятий будут содержать вариативные модули — для включения в курс “Россия — мои горизонты” регионального компонента;

— В рамках занятий будут проходить профориентационные уроки, диагностики, моделирующие профессиональные пробы и др.

"Практико-ориентированный модуль” 

— профессиональные пробы (онлайн и очно);

— проектная деятельность;

— экскурсии и мастер-классы в организациях ВО и СПО, на предприятиях;

— конкурсы профориентационной направленности;

— другие профориентационные мероприятия.

"Взаимодействие с родителями” 

Проведение двух Всероссийских родительских собраний по профориентации в 2023/2024 учебном году.

Первое собрание запланировано на сентябрь 2023 г., второе собрание — на февраль 2024 г.

Рекомендована регулярная работа с родителями, а также привлечение их к профориентационным мероприятиям.

"Дополнительное образование” 

— посещение кружков и секций дополнительного образования.

Реализация направления включает в себя выбор и посещение ознакомительных занятий в рамках ДО с учетом склонностей и образовательных потребностей.

В каждом субъекте РФ функционирует «Навигатор дополнительного образования», который содержит информацию о программах доп. образования.

"Профессиональное обучение” — выбор и обучение по программам профобучения.

На информационных ресурсах субъекта РФ размещается перечень программ профессионального обучения школьников с указанием организаций, реализующих эти программы, доступных для обучающихся 6-11 классов образовательных организаций субъекта РФ в 2023/2024 учебном году.

Продвинутый уровень профминимума рекомендуется к реализации в профильных предпрофессиональных классах.

Профильные предпрофессиональные классы: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и др.

Полный перечень профильных классов есть в Министерстве образования и науки Нижегородской области. 

 

📗Необходимые условия реализации уровня профминимума в школе:

👍БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ: Хотя бы в одном классе в каждой параллели 6-11 

классов реализован профминимум на базовом уровне 

👍ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ: Хотя бы в одном классе в каждой параллели 6-11

классов реализован профминимум на базовом или основном уровне, при этом обязательно хотя бы в одном классе (из вышеуказанных) реализован профминимум на основном уровне

👍ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ: Хотя бы в одном классе в каждой параллели 6-11 классов реализован профминимум на базовом, основном или продвинутом уровне, при этом обязательно хотя бы в одном классе (из вышеуказанных) реализован профминимум на продвинутом уровне.

 

Методические условия реализации профориентационного минимума описаны в Методических рекомендациях по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования.

 

 

📝Подготовка к реализации профминимума

1. В образовательных организациях назначить сотрудника (не ниже уровня заместителя директора), ответственного за реализацию мероприятий профминимума (до 1 августа)

2. Образовательным организациям разработать план профориентационной работы на 2023/2024 учебный год в соответствии с выбранным уровнем реализации профминимума (до 25 августа)

3. Организовать разъяснительную работу с педагогами, рассказав о доступных инструментах для реализации профминимума (до 30 августа)

4. Предусмотреть в расписании занятий образовательных организаций (6-11 классы) проведение профориентационных уроков (1 час) еженедельно (рекомендованный день недели – четверг) (до 30 августа)

5. Разместить на информационных ресурсах список программ дополнительного образования (кружков и т.д.) и профессионального обучения, доступным обучающимся в 2023/2024 году (до 30 августа).

 

📌Минпросвещения направило в школы доработанные методические рекомендации по реализации профориентационного минимума (письмо от 20.03.2023 № 05-848). В них – предложения по формированию, функционированию и развитию системы профессиональной ориентации школьников 6–11-х классов.

📌Примерная программа внеурочной деятельности "Профориентация"

Минпросвещения подчеркивает, что с 2025 года только базового уровня будет недостаточно.

Контент для всех трех уровней размещен на федеральной платформе «Билет в будущее», но школы могут дополнять его самостоятельно, руководствуясь методическими рекомендациями Минпросвещения. Фактически учебные заведения получают пакет пошаговых инструкций и уже готовых профориентационных онлайн-мероприятий, им остается адаптировать предложенный маршрут к своим возможностям, интересам учеников, особенностям местного рынка труда. Все мероприятия и виды материалов для реализации профминимума (видео, онлайн-диагностика и уроки) учитывают возрастные группы учеников и состояние здоровья детей.

Реализация профминимума встраивается в образовательную и воспитательную работу школ. Отвечает за профориентацию учеников педагог-навигатор – педагогический работник основного общего и среднего или дополнительного образования. Он помогает выстроить детям индивидуальные образовательно-профессиональные треки и в целом организует в школе внедрение профессионального минимума. Внеурочные занятия также могут проводить классные руководители, учителя-предметники.

 

🔔Официальный сайт "Билет в будущее": https://bvbinfo.ru/ 

МАОУ СОШ № 35       E-mail: school35@education70.ru