![]() |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 35 г. Томска |
![]() |
||||
28.03.2025, 09:33 |
|
![]() |
![]() |
/ ПрофориентацияПрофориентационная работа в школе Профессия (от лат. «ргоfessio» - официально указанное занятие, специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определённой подготовки и являющихся источником существования человека. Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление деятельности в определённую сторону. В широком смысле слова профориентация - система общественного и педагогического воздействия на молодёжь, с целью её подготовки к сознательному выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая научно обоснованный выбор профессии. В узком смысле слова профориентация - целенаправленная деятельность по формированию у учащихся внутренней потребности и готовности к сознательному выбору профессии. Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии. Таким образом, профориентация осуществляется как бы на 2-х уровнях - общественном и личностном. Эти уровни взаимосвязаны. Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-воспитательной работы, направленной на усвоение учащимися необходимого объёма знаний о социально-экономических и психофизических характеристиках профессий. В школе профориентационная работа проводится под руководством заместителем директора по учебной и воспитательной работе, классными руководителями, школьным психологом, социальным педагогом, библиотекарем, учителями-предметниками. Главные задачи по профориентации учащихся: - сформировать положительное отношение к труду; -научить разбираться в содержании профессиональной деятельности; -научить соотносить требования, предъявляемые профессией, с индивидуальными качествами; -научить анализировать свои возможности и способности, (сформировать потребность в осознании и оценке качеств и возможностей своей личности). Основными направлениями профориентационной работе в школе являются: - Профессиональная информация. - Профессиональное воспитание. - Профессиональная консультация. Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах. Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Принципы профориентации: 1) Систематичность и преемственность - профориентационная работа ведется не только со старшеклассниками. Эта работа ведется с первого по выпускной класс. 2) Дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся в зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня успеваемости. 3) Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм профориентационной работы с учащимися и родителями. 4) Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений, центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных молодежных организаций. 5) Связь профориентации с жизнью (органическое единство потребностями общества в кадрах). Объектом профориентационной деятельности является процесс социально-профессионального самоопределения человека. Формы профориентационной работы в школе: Работа с учениками § Встречи с интересными людьми, представителями профессий, представителями высших учебных заведений и предприятий-работодателей. § Экскурсии на предприятия, ВУЗы. § Факультативные занятия, кружки по интересам, углублённое изучение предметов. § Помощь в определении необходимости дополнительного образования и выборе курсов в школе или за её пределами. § Анкетирование учащихся. § Комплексное профориентационное сопровождение на протяжении всего времени обучения в школе (консультации, тестирование, занятия, тренинги т.д.). Работа с родителями § Индивидуальные беседы и консультации для родителей учеников. § Лекции для заинтересованных родителей об их вкладе в выборе ребёнком профессии и получении соответствующего образования. § Проведение классных и общешкольных родительских собраний. § Анкетирование родителей. § Создание инициативной группы родителей, готовых помогать в организации и сопровождении экскурсий, привлекать интересных людей для выступлений перед классом или самостоятельно рассказать о своей профессии. § Привлечение родителей для помощи с временным трудоустройством старшеклассников во время каникул. § Совместно с родителями создавать и вести кружки различных направлений (художественные, спортивные, театральные, интеллектуальные). Организационно-методическая деятельность § Ведение профориентационной работы в школе, создание своих и адаптация имеющихся программ по профессиональной ориентации школьников. § Помощь учителям и сотрудникам школы с подбором материала, в проведении занятий, диагностики и консультаций. Целевая аудитория: обучающиеся образовательных организаций системы общего образования; родители (законные представители); педагогические работники, организации. О ПРОФОРИЕНТАЦИИ Министерство просвещения Российской Федерации сообщает о создании единой профориентационной модели мероприятий среди обучающихся общеобразовательных организаций Российской Федерации, включая детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью. Федеральный оператор реализации профминимума — Фонд Гуманитарных Проектов bvbinfo.ru Профминимум (профориентационный минимум) – это единая модель профориентационной работы в общеобразовательных учебных заведениях (школах, лицеях, гимназиях, интернатах) с использованием стандартного для всех регионов пакета практик и инструментов профориентации. Профминимум вводится для всех учеников 6–11 классов, в том числе детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). ❗Разработаны Методические рекомендации по реализации профориентационного минимума (письмо от 20.03.2023 № 05-848) Согласно данным рекомендациям: 💢С 1 сентября 2023 года ЕДИНАЯ МОДЕЛЬ ПРОФОРИЕНТАЦИИ - ПРОФОРИЕНТАЦИОННЫЙ МИНИМУМ (ПРОФМИНИМУМ) внедряется во всех школах* Российской Федерации для обучающихся 6-11 классов. * Решение о реализации профминимума в организации, осуществляющей образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам, принимается самой организацией по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования. ⭐Профминимум — это единый универсальный набор профориентационных практик и инструментов для проведения мероприятий по профессиональной ориентации обучающихся. Профминимум реализуется на одном из 3 уровней: 👉базовый (рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в учебный год), 👉основной (не менее 60 часов в учебный год), 👉продвинутый (не менее 80 часов в учебный год). ❗❗Уровень реализации профминимума в образовательной организации устанавливается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющим государственное управление в сфере образования, в зависимости от имеющихся у образовательной организации ресурсов, и утверждается на региональном уровне (распоряжение/приказ о реализации профориентационного минимума). 📙Содержание профминимума: 👉базовый (рекомендованная учебная нагрузка – не менее 40 часов в учебный год): - урочная деятельность (4 часа) - внеурочная деятельность - курс занятий "Россия - мои горизонты" (34 часа) - взаимодействие с родителями (2 часа) 👉основной (не менее 60 часов в учебный год): - урочная деятельность (4 часа) - внеурочная деятельность - курс занятий "Россия - мои горизонты" (34 часа) - практико-ориентированный модуль (12 часов) - взаимодействие с родителями (2 часа) - дополнительное образование (3 часа) 👉продвинутый (не менее 80 часов в учебный год): - урочная деятельность (4 часа) - внеурочная деятельность - курс занятий "Россия - мои горизонты" (34 часа) - практико-ориентированный модуль (12 часов) - взаимодействие с родителями (2 часа) - дополнительное образование (3 часа) - профессиональное обучение (10 часов) - для реализации рекомендовано создание профильных предпрофессиональных классов (психолого-педагогические, инженерные и т.д.). ✅"Урочная деятельность” — уроки общеобразовательного цикла, включающие элемент значимости учебного предмета для профессиональной деятельности Разработаны профориентационные материалы к учебным предметам общеобразовательного цикла (физика, химия, математика и др.) ✅Курс занятий “Россия — мои горизонты”: — Проводятся еженедельно (рекомендуемый день - четверг) по примерной рабочей программе “Билет в будущее”; — Рекомендуются к проведению классными руководителями в рамках внеурочной деятельности; — 34 учебных недели в 2023/2024 учебном году = 34 занятия (1 занятие в неделю — согласно Методическим рекомендациям по организации внеурочной деятельности 1 час в неделю рекомендовано посвящать профориентационной деятельности) — Программа занятий (примерная рабочая программа) и материалы к занятиями будут размещены на profmin.bvbinfo.ru; — Часть учебных занятий будут содержать вариативные модули — для включения в курс “Россия — мои горизонты” регионального компонента; — В рамках занятий будут проходить профориентационные уроки, диагностики, моделирующие профессиональные пробы и др. ✅"Практико-ориентированный модуль” — профессиональные пробы (онлайн и очно); — проектная деятельность; — экскурсии и мастер-классы в организациях ВО и СПО, на предприятиях; — конкурсы профориентационной направленности; — другие профориентационные мероприятия. ✅"Взаимодействие с родителями” Проведение двух Всероссийских родительских собраний по профориентации в 2023/2024 учебном году. Первое собрание запланировано на сентябрь 2023 г., второе собрание — на февраль 2024 г. Рекомендована регулярная работа с родителями, а также привлечение их к профориентационным мероприятиям. ✅"Дополнительное образование” — посещение кружков и секций дополнительного образования. Реализация направления включает в себя выбор и посещение ознакомительных занятий в рамках ДО с учетом склонностей и образовательных потребностей. В каждом субъекте РФ функционирует «Навигатор дополнительного образования», который содержит информацию о программах доп. образования. ✅"Профессиональное обучение” — выбор и обучение по программам профобучения. На информационных ресурсах субъекта РФ размещается перечень программ профессионального обучения школьников с указанием организаций, реализующих эти программы, доступных для обучающихся 6-11 классов образовательных организаций субъекта РФ в 2023/2024 учебном году. Продвинутый уровень профминимума рекомендуется к реализации в профильных предпрофессиональных классах. Профильные предпрофессиональные классы: инженерные, медицинские, космические, IT, педагогические, предпринимательские и др. Полный перечень профильных классов есть в Министерстве образования и науки Нижегородской области. 📗Необходимые условия реализации уровня профминимума в школе: 👍БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ: Хотя бы в одном классе в каждой параллели 6-11 классов реализован профминимум на базовом уровне 👍ОСНОВНОЙ УРОВЕНЬ: Хотя бы в одном классе в каждой параллели 6-11 классов реализован профминимум на базовом или основном уровне, при этом обязательно хотя бы в одном классе (из вышеуказанных) реализован профминимум на основном уровне 👍ПРОДВИНУТЫЙ УРОВЕНЬ: Хотя бы в одном классе в каждой параллели 6-11 классов реализован профминимум на базовом, основном или продвинутом уровне, при этом обязательно хотя бы в одном классе (из вышеуказанных) реализован профминимум на продвинутом уровне. Методические условия реализации профориентационного минимума описаны в Методических рекомендациях по реализации профориентационного минимума в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования. 📝Подготовка к реализации профминимума 1. В образовательных организациях назначить сотрудника (не ниже уровня заместителя директора), ответственного за реализацию мероприятий профминимума (до 1 августа) 2. Образовательным организациям разработать план профориентационной работы на 2023/2024 учебный год в соответствии с выбранным уровнем реализации профминимума (до 25 августа) 3. Организовать разъяснительную работу с педагогами, рассказав о доступных инструментах для реализации профминимума (до 30 августа) 4. Предусмотреть в расписании занятий образовательных организаций (6-11 классы) проведение профориентационных уроков (1 час) еженедельно (рекомендованный день недели – четверг) (до 30 августа) 5. Разместить на информационных ресурсах список программ дополнительного образования (кружков и т.д.) и профессионального обучения, доступным обучающимся в 2023/2024 году (до 30 августа). 📌Минпросвещения направило в школы доработанные методические рекомендации по реализации профориентационного минимума (письмо от 20.03.2023 № 05-848). В них – предложения по формированию, функционированию и развитию системы профессиональной ориентации школьников 6–11-х классов. 📌Примерная программа внеурочной деятельности "Профориентация" Минпросвещения подчеркивает, что с 2025 года только базового уровня будет недостаточно. Контент для всех трех уровней размещен на федеральной платформе «Билет в будущее», но школы могут дополнять его самостоятельно, руководствуясь методическими рекомендациями Минпросвещения. Фактически учебные заведения получают пакет пошаговых инструкций и уже готовых профориентационных онлайн-мероприятий, им остается адаптировать предложенный маршрут к своим возможностям, интересам учеников, особенностям местного рынка труда. Все мероприятия и виды материалов для реализации профминимума (видео, онлайн-диагностика и уроки) учитывают возрастные группы учеников и состояние здоровья детей. Реализация профминимума встраивается в образовательную и воспитательную работу школ. Отвечает за профориентацию учеников педагог-навигатор – педагогический работник основного общего и среднего или дополнительного образования. Он помогает выстроить детям индивидуальные образовательно-профессиональные треки и в целом организует в школе внедрение профессионального минимума. Внеурочные занятия также могут проводить классные руководители, учителя-предметники.
🔔Официальный сайт "Билет в будущее": https://bvbinfo.ru/ |